Поле "{field}" пустое или имеет неверный формат.
На сколько месяцев подписка?
Код проверки неверен


Лондонский госпиталь св. Бартоломея (St. Bartholomew's Hospital), также широко известный как «Бартс» (Barts), является одним из старейших медицинских учреждений Европы, которое оказывает помощь больным и пострадавшим на протяжении около 900 лет. Хотя со времени его основания в средние века практически не сохранилось никаких строений, госпиталь хранит свидетельства многих исторических событий, таких как казнь Уильяма Уоллеса, Великий пожар в Лондоне, бомбардировки Второй мировой войны. А многим «Бартс» известен по романам Артура Конан-Дойля, который также связал с госпиталем историю своего героя Шерлока Холмса. Это легендарное медицинское учреждение в лондонском районе Смитфилд представляет интерес не только из-за своей истории, но и системы управления, а также медицинских достижений сегодняшнего дня.


История основания

 

Госпиталь св. Бартоломея был основан в 1123 году Раери (Rahere), человеком неблагородного происхождения, который стал придворным и любимцем короля Генриха I. Большинство из того, что известно об основании Госпиталя и Приорства св. Бартоломея, базируется на хронике 1180 года. Эта хроника на латинском языке под названием «Книга основания церкви св. Бартоломея в Лондоне» (Liber Fundacionis Ecclesie Sancti Bartholomei Londoniarum) была составлена канониками (священниками) Приорства.

 

Хотя оригинал манускрипта не сохранился, до нас дошла копия примерно 1400 года создания. В ней повествуется, как Раери отправился в паломничество в Рим примерно в 1120 году и там заболел римской лихорадкой (или малярией), которая тогда считалась смертельным заболеванием. Вероятно, за ним ухаживали монахи при небольшом госпитале для больных бедняков при церкви, посвященной святому апостолу Бартоломею. Раери поклялся, что, если Бог ниспошлет ему выздоровление и позволит вернуться в Англию, он учредит собственный госпиталь для больных бедняков. Раери действительно выздоровел и отправился в путь домой. Почти под конец его путешествия ему явился святой Бартоломей. Апостол повелел ему построить посвященную его имени церковь в Смитфилде (Smithfield), находившемся тогда на окраине Лондона. По прибытии домой Раери имел уже две цели: построить госпиталь для больных бедняков и основать посвященное святому Бартоломею приорство (небольшой монастырь) в Смитфилде.

 

В те времена Смитфилд (или СмутФилд) был болотистой местностью за старой Городской стеной, и многие считали его неподходящим местом для госпиталя и приорства. Однако Раери заручился под- держкой лондонского епископа и Генриха I, и по всей вероятности место под Приорство было даровано королем, а земли под Гос- питаль были куплены для Раери на деньги лондонцев. Согласно датированной 1133 годом хартии Генриха I король обеспечивал протекторат всем каноникам св. Бартоло- мея, Раери и беднякам, за которыми будут ухаживать в госпитале.

 

Раери выступал одновременно и главой Приорства, и смотрителем Госпиталя, но затем эти должности были разделены. На ранних этапах существования у Госпиталя была своя печать, подтверждающая его отчетливую идентичность, но он стал полностью независимым от Приорства только к 1420 году. Госпиталь св. Бартоломея был основан и продолжал свое существование за счет благотворительных пожертвований, значительная часть которых поступала от лондонцев, в частности благодаря Алфуне (Alfune), который был другом Раери и основным собирателем пожертвований. Пожертвований было достаточно, так как деньги давали не только жители Смитфилда, но и морские купцы, и даже многие вельможи жертвовали земли и оплачивали ренту, наслышанные о чудесных исцелениях, которые приписывались не только меди, но и многочисленным религиозным реликвиям, которые хранились в церкви при Госпитале.


Восстановление Госпиталя

 

Притеснение религиозных учреждений во времена правления Генриха VIII отрицательно сказалось на положении многих английских монастырей и медицинских учреждений при них. Даже в Лондоне, несмотря на протесты жителей Сити, было закрыто несколько церковных больниц для бедняков. В 1539 году Приорство св. Бартоломея было распущено, и хотя Госпиталь продолжал свою работу, он пришел в почти в полное запустение. После длительных переговоров между властями Сити и королем 27 декабря 1546 года Генрих VIII подписал соглашение, даровавшее Госпиталь лондонскому Сити. 13 января 1547 года, за две недели до своей смерти, король издал жалованную грамоту, скрепленную Великой печатью Англии, которая охраняла Госпиталь св. Бартоломея на протяжении четырех веков, вплоть до основания Национальной службы здравоохранения Великобритании.

 

Благодаря королевской грамоте Госпиталь был заново обеспечен имуществом, которое приносило ежегодный доход в размере 500 марок (£333,33) при условии, что Сити предоставлял такую же сумму. Одновременно его руководством заведовали двенадцать неоплачиваемых управляющих, которые избирались от Корпорации Лондона. Президентом Госпиталя выступал верховный управляющий, которым чаще выступал лорд- мэр. Следующим в линии подчинения был казначей, ответственный за контроль доходов и расходов Госпиталя и в целом отвечающий за всех оплачиваемых работников. Остальные управляющие выступали в роли наблюдателей (осуществляли контроль над имуществом и землями Госпиталя), альмонариев (ведали приемом, лечением и уходом за пациентами) или ревизоров (обязанности, связанные с пожертвованиями, завещениями движимого и недвижимого имущества в пользу Госпиталя).

 

На момент, когда бразды правления были переданы Сити, Госпиталь находился в очень плачевном состоянии и нуждался в капитальном ремонте и обеспечении. Годовые расходы по содержанию Госпиталя на £131,44 превышали его доходы. Разницу необходимо было постоянно покрывать за счет благотворительных взносов.

......

 

Статью в полном объеме читайте в №2/2013 г. журнала «Медична практика: організаційні та правові аспекти» 

Добавить комментарий

Facebook
Пользователи

Комментарии | 0

Подписка на новости
Подпишись на рассылку новости по e-mail
Интервью
Олег Ковригин
«Британский офтальмологический центр»: международный опыт для украинских пациентов