В феврале нынешнего года в Киеве открылось новое частное медицинское учреждение — «Британский офтальмологический центр». Помимо высочайшего качества медицинских услуг, соответствующих строгим стандартами Евросоюза, а также профессионализма иностранных врачей, оказывающих помощь украинским пациентам в стенах учреждения, центр интересен еще и тем, что его руководителем является профессионал с огромным опытом создания и управления медицинскими учреждениями в разных странах мира.
В свое время он стал основателем первого частного офтальмологического центра в Республике Беларусь и впоследствии создал успешную сеть медучреждений микрохирургии глаза в Великобритании, Норвегии, странах Балтии и Восточной Европы. За весь период их работы, начиная с 1999 года, здесь получили квалифицированную помощь более 400 тысяч пациентов. Мы встретились с учредителем «Британского офтальмологического центра» Олегом Ковригиным и попросили рассказать об украинском центре, а также поделиться опытом управления и секретами успешного менеджмента с нашими читателями.
«БРИТАНСКИЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ УКРАИНСКИХ ПАЦИЕНТОВ
> Как было принято решение об открытии центра в Украине? Чем была обусловлена такая необходимость?
С одной стороны, конечно же, была необходимость в развитии бизнеса. С другой стороны, тот факт, что в прошлом году около 600 украинцев прооперировались в наших медучреждениях в Литве и Беларуси. Все предельно просто: в Украине есть пациенты, которые нуждаются в высококлассной офтальмологической помощи, которые раньше были вынуждены выезжать за границу, чтобы получить ее. Сейчас же мы приблизили эти услуги к украинским пациентам.
Мы позиционируем себя как самый крупный офтальмологический центр в Украине, и главное — как центр самой сложной хирургии.
И сейчас к нам отправляют в основном пациентов наши коллеги из других медучреждений. Это такие пациенты, за лечение которых не берется никто, кроме нас. Речь идет, например, об оперативных вмешательствах на единствен- ном, серьезно поврежденном глазу. На каждые 10 проводимых у нас операций приходится только одна стандартная, все остальные — это исключительные случаи. Получая таких пациентов, мы получаем большую проблему, которую нужно решить. И мы ее успешно решаем, показываем прекрасные результаты. Поэтому сомнений в необходимости нашего присутствия на украинском рынке быть не могло.
> Исходя из многолетнего опыта работы на рынке медицинских услуг различных стран, расскажите, что, по Вашему мнению, является эталоном частного медицинского учреждения? Насколько созданный Вами украинский центр соответствует этому эталону и что качественно отличает его от других подобных учреждений?
Следует понимать, что на сегодня уровень медицины не может быть запредельным. Речь не идет о каких-то врачах-кудесниках. Медицинские технологии не патентуются, на конгрессах ты обязан рассказать о своих достижениях, а коллеги должны обсудить эффективность твоей работы и при необходимости внедрить ее у себя. Патентуются лишь медицинские приборы, расходные материалы и медикаменты. Таким образом, можно утверждать, что современная офтальмология является общедоступной. И тут уникальность медицинского учреждения зависит от качества оборудования, уровня сервиса и медицинского контроля. Вот, пожалуй, три основные составляющие эталона.
Чтобы опережать других, мы должны постоянно развиваться. Делать так, чтобы пациенту было удобно ожидать, обеспечить медицинский контроль, чтобы для каждого пациента использовались все положенные расходные материалы. У нас есть электронная система, которая все это отслеживает. Применение несоответствующих лекарств в нашем центре исключено. Мы проводим анализ каждого операционного дня, недели, месяца. Это дает нам возможность переориентировать пациента в пользу клиники, которая дает лучший сервис и лучший результат.
Повторюсь: хорошая офтальмология — это четкие стандарты, современные технологии, качественное оборудование и материалы, система контроля. И, конечно же, я бы серьезно воспринимал на рынке компании, у которых есть собственное здание и персонал, который работает только в этом учреждении.
Здание нашего медучреждения, которое находится в центре Киева, мы приобрели и реконструировали в соответствии с нашими задачами. Два года назад я лично спроектировал его специально для формата офтальмологического центра, знаю здесь каждую деталь и очень доволен результатом реконструкции.
Что касается персонала, то я даю своим врачам 40-часовую рабочую неделю, и у них просто нет времени работать где-то еще. И при этом плачу зарплату, которая позволяет им не искать дополнительного заработка.
> А иностранные специалисты, которые оперируют в Вашей клинике: как налажено их сотрудничество с Вами?
Все врачи-иностранцы, которые работают у нас, имеют вид на жительство, разрешение на трудоустройство, нострификацию дипломов — все полностью соответствует законодательству Украины. Нет такой практики, чтобы хирург приехал из-за границы, прооперировал и уехал. Наши иностранные специалисты несут полную юридическую ответственность за результаты своей работы.
Сейчас все оперирующие доктора у нас из-за рубежа, поскольку нам нужно задать высокий европейский уровень. Диагностирующие доктора — украинские, которые работают под контролем иностранных специалистов. Мы обучим их, внедрим стандарты, и через несколько лет здесь, в центре, будут работать только украинцы.
Вообще, украинцы — исключительно талантливая нация. Работая в различных странах, я встречал ваших соотечественников. Это очень умные, образованные люди. Во многих моих зарубежных компаниях выходцы из Украины занимают ключевые посты. Это не какой-то специальный отбор по украинскому паспорту. Иногда я только спустя время узнаю, что у кого-то из моих лучших сотрудников украинские корни.
Я очень доволен уровнем украинских врачей, которых привлек работать в центр. Все они талантливы, обучаемы. Сейчас они про- ходят стажировку в наших медучреждениях в Литве, изучают стандарты и успешно работают согласно им в Украине. Многие наши хирурги обучаются на Западе по партнерским связям или личным дружественным контактам со специалистами за рубежом.
Интервью в полном объеме читайте в №1/2015 г. журнала «Медична практика: організаційні та правові аспекти»