Глава Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина заявила, что выполнение плана дерегуляции даст бизнесу дополнительно 10 млрд грн. Это средства, которые сейчас компании тратят и теряют при прохождении всех процедур, связанных с госрегулированием.
«По нашим оценкам этот план стоит 10 млрд грн, которые будут сэкономлены бизнесом, то есть не будут потрачены на лишнюю отчетность, администрирование, платы за разрешения и тому подобное», — рассказала она.
Как отмечают в Государственной регуляторной службе, снижение затрат на выполнение разного рода регуляций особенно актуально для малого бизнеса, для которого любое регулирование обходится значительно дороже относительно общих расходов, чем для крупных компаний.
План дерегуляции, утвержденный в ГРС, содержит перечень из 131 меры, из которых 90%, по словам чиновницы, должны быть выполнены уже в этом году.
«Если мы устанавливаем, что какой-то приказ не соответствует принципам регуляторной политики (прозрачность, обоснованность, предсказуемость и т.д.), то мы его отменяем. Мы можем и сами инициировать этот процесс, но предпочитаем реагировать на жалобы предпринимателей. Так как считаем, что не нужно вмешиваться и менять то, что никому не мешает», — пояснила Ксения Ляпина. Одна из ключевых задач на ближайшее будущее — снизить количество необоснованных налоговых проверок, на которые по-прежнему жалуются представители бизнес-ассоциаций «Они не подпадают под мораторий и до сих пор проводятся по-старому, то есть, доставляя максимум неудобств бизнесу», — говорят в Ассоциации частных работодателей.
Для решения этой проблемы предлагается включить налоговые проверки в сферу действия закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Такой шаг заставит налоговиков действовать по общим принципам и правилам проведения проверок, которые установлены для других госорганов.
«Например, для малого и среднего бизнеса можно установить проверки раз в 10 лет, а группы риска контролировать особо (те сферы, которые имеют ключевую роль для бюджета)», — сказала глава Государственной регуляторной службы. По ее словам, есть много инструментов, которые ограничивают и правильно организуют проверочную работу.
В Госрегуляторной службе предлагают ввести так называемый тест на малый бизнес — small business test, как это принято в странах ЕС, для того, чтобы регуляторы не вредили бизнесу новыми нормативами.
Его суть проста: любой новый норматив должен проходить проверку «предприятиями МСБ». И если в итоге окажется, что предприятию после принятия такого норматива будет сложнее и дороже выполнять нормы регулирования, то такое регулирование не применяется. В принципе, госорганы должны подавать такой анализ вместе с проектом изменений в нормативку, с указанием, какие задачи он решает и какие выгоды получат те, на кого он будет распространяться. «Анализ для малого и среднего бизнеса — это упрощенная версия. Оцениваем влияние и считаем затраты по 15 типичным субъектам», — поясняет Ксения Ляпина.
«Мы сейчас разрабатываем и имплементируем его как часть законодательства об основах государственной регуляторной политики. Речь идет о Порядке анализа регуляторного влияния нормативного акта», — пояснила Ляпина.





